Понедельник, 26.08.2019, 11:39
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ САЙТ "ПОКРОВ"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
музыка
Категории
Событие [7]
Значимые события и важные даты в жизни Православной Церкви и нашего прихода
Азы православия [27]
Статьи об основах православной веры и нравственности
Праздники [4]
Сведения о православных праздниках: история, богословский смысл, традиции празднования
Слово пастыря [24]
Проповеди православных пастырей
Творчество наших прихожан [7]
Литературные опыты наших прихожан
КАТАЛОГИ
НАШ ПАРТНЕР
Православный центр реабилитации наркозависимых
 Каталог статей
Главная » Статьи » Азы православия

ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ

Крещение младенцаСогласно традиционным нормам церковного благочестия, еще до крещения священник должен совершить над ребенком некоторый обряд. В соответствии с этой древней традиции, в первый же день после родов священник приглашается к постели матери и возносит молитву о спасении ее и младенца, об их укреплении, сохранении от всякого зла и ниспослании им ангелов светлых свыше. Молится священник и о прощении грехов матери. Вслед за этой молитвой совершается чин наречения имени новорожденному младенцу. Имя младенцу нарекается непременно в честь кого-либо из святых (обычно из святых, которые празднуются в день появления ребенка на свет или в день его крещения, хотя и не запрещается, чтобы родители сами выбрали святого, которому хотят посвятить дитя).

 

В наречении ребенку имени святого человека есть глубокий смысл. Повзрослев, он изучит жизнь своего святого тезки, будет ежедневно ему молиться и стараться быть похожим на него, а святой будет его небесным покровителем и ходатаем пред Богом. Святое имя - первое и главное достояние христианского младенца.

 

На родителей и крестных возлагается обязанность подарить ребенку икону и житие его святого и научить его краткой молитве "Святый угодниче Божий ... (имя святого), моли Бога о мне".

 

День памяти своего святого (иначе он называется днем ангела, или именинами) христианин отмечает служением молебна своему покровителю и, если позволяют средства, раздачей милостыни нуждающимся. Этот день необходимо проводить благочестиво и свято, чтобы не оскорбить святого угодника Божия недостойным поведением.

 

Согласно православному вероучению, крещение представляет собой дверь в Церковь. Некрещеный человек еще не вошел в Церковь Христову, для него эта дверь пока еще закрыта, а потому он не может ни причащаться, ни участвовать в других Таинствах.

 

При крещении крещаемый человек отрекается от сатаны и всех дел его, очищается от всех грехов и рождается в новую, святую и духовную, жизнь. Особо подчеркнем, что крещение дает очищение не только от грехов личных, то есть совершенных самим крещаемым, но и от греха Адама, который наследственно передается при рождении каждому человеку. Крещение совершается путем троекратного погружения крещаемого в освященную воду во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа - в соответствии с повелением Спасителя, которое Он дал апостолам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" (Мф. 28:19).

 

Православная Церковь, в отличие от протестантских конфессий, практикует крещение младенцев, то есть рекомендует родителям покрестить свое чадо вскоре после рождения. Крещение младенца совершается по вере родителей и восприемников (крестных).

 

При крещении мальчика должен обязательно присутствовать православный восприемник (крестный отец, по-народному - кум), а при крещении девочки - крестная мать. Восприемники дают святой Церкви обещание заботиться о воспитании крестников в православной вере и благочестии.

 

На новокрещеного надевается нательный крестик в знак веры во Христа распятого и в напоминание о долге терпеливо нести свой крест, то есть скорби земной жизни. Надевается на него и белая рубашка - как знак чистоты души, которую он обрел в крещении.

 

Сразу же за крещением совершается еще одно Таинство - миропомазание. Если в крещении происходит рождение в новую жизнь, то в миропомазании человек получает благодать, которая укрепляет его для прохождения этой новой жизни, помогает постигать истины веры и духовно совершенствоваться. "Вы имеете помазание от Святаго и знаете все... Помазание учит вас всему", - говорит о благодатном помазании апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 2: 20, 27).

 

 

Совершая это Таинство, священник со словами "Печать дара Духа Святаго" помазывает святым маслом - миром - лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги новокрещеного человека в знак освящения его мыслей, чувств и действий. 

 

После помазания крещаемый со своим крестным с зажженными свечами трижды обходят купель во славу Пресвятой Троицы и в знак духовной радости. 

 

Отметим, что в первые века существования Церкви это Таинство совершалось не священниками, а только апостолами и их преемниками (епископами), причем не через помазание миром, а через возложение рук на голову новокрещеного. Но когда Церковь увеличилась настолько, что епископы уже физически не могли возложить руки на голову каждого, кто принял крещение, это Таинство разрешили совершать священникам, заменив руковозложение помазанием миром. Известно, что во времена Ветхого Завета через помазание миром благословлялись на свое служение цари и пророки.

 

По установившейся практике, освящение масла (мира) для Таинства миропомазания совершается один раз в год, в Великий Четверг, лично патриархом и рассылается по всем храмам. Таким образом, через священника христианин получает святое помазание от самого патриарха как преемника апостолов.

 

Традиционным днем для крещения ребенка считается восьмой день по рождении. Но если ребенок родился слабым и может не дожить до восьмого дня, его можно крестить и раньше. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк. 16:16), а  "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5), сказано в Евангелии. Эти слова свидетельствуют, что без крещения нельзя не только принадлежать к Церкви, но и спастись. Поэтому в случае опасности смерти ребенка родители должны принять все меры, чтобы дитя не ушло в мир иной некрещеным. Причем, если нет возможности пригласить для крещения умирающего младенца священника, то Церковь предписывает совершить это Таинство любому православному христианину, независимо от пола.

 

В таком случае крещение совершается следующим образом. Приготавливается вода в просторном сосуде (глубокий таз, ванна) и над нею читаются начальные молитвы ("Царю Небесный", Трисвятое по "Отче наш") и Символ веры ("Верую"). Затем ребенок трижды погружается в воду со словами "Крещается раб Божий (или раба Божия) ... (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь". После каждого "аминь" младенец с головой погружается в воду.

 

Если во время крещения произошла какая-то ошибка (ребенок погружен не три раза, неправильно произнесены слова), то такое крещение признается недействительным и  указанный обряд следует повторить заново.

 

Православная Церковь, как сказано в Символе веры, исповедует "едино крещение". Единое в данном случае означает "единственное": имеется в виду, что крещение совершается только один раз в жизни - так же, как и рождение на свет. Поэтому, если крещеный мирянином младенец выживает, священник уже заново его не крестит, а лишь прочитывает над младенцем священнические молитвы, которые, конечно же, над ним не мог прочитать мирянин, и совершает следующее Таинство - миропомазание.

 

Связанные с рождением ребенка обряды завершает так называемая молитва сорокового дня, или "сороковая молитва".

 

Евангелие говорит, что в сороковой день по Рождении Младенца Иисуса, Богородица принесла Его, в соответствии с требованиями ветхозаветного закона, в храм Божий. Точно также Церковь предписывает матери, чтобы в сорокой день после родов она впервые пришла с младенцем в храм для прочтения над ними священником очистительной молитвы.

 

В Псалме 50, стих 7, говорится, что все мы зачинаемся в беззакониях и рождаемся во грехах. Имеется в виду, что с момента зачатия ребенок получает от матери заражение тем наследственным грехом, который со времен Адама передают родители своим детям. Таким образом, ребенок появляется на свет уже зараженным грехом, и мать, родившая его, в каком-то смысле увеличивает количество греха в мире. Поэтому Церковь считает, что каждая мать после родов нуждается в очищении. В сороковой молитве священник просит Господа, чтобы он очистил родительницу от скверны душевной и телесной, сподобил ее снова входить во святой храм и причащаться Святых Таин.

 

Над самим новорожденным в сороковой день тоже совершается особое священнодействие - обряд воцерковления, то есть ввода в Церковь как сообщество христиан. Младенца Христа, принесенного Матерью в храм Божий, встретил праведный старец Симеон и взял Его на руки. Точно также священник берет на руки младенца, совершает им крестное знамение и трижды произносит: "Воцерковляется раб Божий (раба Божия) ... (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". При этом мальчик вносится в алтарь, а девочка подносится к иконе Божией Матери, помещенной в иконостасе. В конце обряда читается молитва праведного Симеона "Ныне отпущаеши".

 

Родители и крестные должны позаботиться, чтобы крещеный младенец как можно чаще причащался святых Христовых Таин. Для этого его можно даже ежедневно приносить в церковь. Исключением являются будние дни Великого Поста, когда Литургия либо вообще не совершается, либо совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на которой младенцев не причащают.

 

Поднося ребенка к святой Чаше, следует разбудить его, положить на правую руку, назвать его имя и тщательно следить, чтобы он в момент причастия не махал ручками и ножками во избежание пролития святых Даров.
 

Подготовил С. Глушков

Категория: Азы православия | Добавил: SAGINPOL (04.09.2009)
Просмотров: 1854 | Теги: Таинства | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright by Покровский храм в Одинковке © 2019
СЕГОДНЯ