Пятница, 28.07.2017, 20:55
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ САЙТ "ПОКРОВ"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
музыка
КАТАЛОГИ
НАШ ПАРТНЕР
Православный центр реабилитации наркозависимых
 Ваш вопрос священнику
Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

Дорогие братья и сестры!

 

В этом разделе нашего сайта мы публикуем ответы священников нашего прихода на ваши вопросы. Вопросы вы можете задать, воспользовавшись разделом "Обратная связь" на нашем сайте. Задавая вопрос, вы можете указать, кому именно из священников прихода вы его адресуете!

 

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА

Добавил: АДМИНИСТРАЦИЯ (SAGINPOL)

 

В поминальную родительскую субботу перед Троицей поминоют всех от века усопших православных христиан, и самоубийц? За них, в этот день, можно подавать записки в алтарь? И как поминают таких людей в другие дни?

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

Мнение о том, что в Троицкую родительскую субботу допускается поминовение самоубийц на Литургии, совершенно ошибочно. В молитвах о усопших в этот день упоминаются «удушенные», но речь идет о людях, которых убили через удушение или которые погибли в результате несчастного случая, но ни в коем случае не о тех, кто наложил на себя руки. Литургия – это Таинство Церкви, и молитва на ней совершается лишь за членов Церкви – живых и усопших. Самоубийца актом своей свободной воли отлучает себя от Церкви, а потому его церковное поминовение невозможно ни при каких обстоятельствах. В то же время Церковь не запрещает родным самоубийцы просить Господа о своем сроднике в своих частных молитвах.

        Следует также иметь в виду, что самоубийцей Церковь считает лишь человека, покончившего с жизнью в результате свободного и осознанного выбора. Лица, убившие себя в результате психического заболевания, к таковым не относятся.


 
 
Недавно в Интернете прочитал заявление иеромонаха Димитрия (Першина) о том, что во время поста можно не уклоняться от супружеских связей. Кроме того, из различных православных источников замечаю тенденцию послабления и в других областях. Мотивация - всеобщая немощь и расслабление народа, а православная аскетика рассматривается как одна из причин, отпугивающих людей от Церкви. Лет 10-15 назад, когда я и мои ровесники пришли к вере, мы с готовностью приняли всё, что предлагали в Церкви: и стиль одежды, и строгость поста, и «непонятный» язык огослужения. Теперь же все как-то упрощается. Не принесет ли вред самой Церкви отступление от вековых традиций и подстраивание под всеобщую расслабленность народа?
 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

         Я убежден, что, становясь членом Церкви, человек должен принимать ее нормы, а не пытаться навязать ей свои. Послабление тех или иных требований возможно лишь для конкретного человека, исходя из его личных обстоятельств и в силу веских причин: например, по состоянию здоровья. Каждый такой случай – это исключение, решение о целесообразности которого принимается духовником. Этот общий принцип относится и к супружескому воздержанию в период поста. Церковь распространяет принцип постного воздержания не только на пищу, но и на супружеские отношения. Но в то же время апостол Павел писал: «Лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7, 9). Если для человека длительное половое воздержание становится искушением, это повод для разговора с духовником.

       «Не принесет ли вред самой Церкви отступление от вековых традиций и подстраивание под всеобщую расслабленность народа?». Надо понимать, что основным принципом жизни Церкви является любовь и снисхождение. Аскетические нормы не являются самоцелью и догмой и могут изменяться Церковью на основе решения соборного разума и исходя из реалий эпохи. В том, что Церковь учитывает обстоятельства времени, в которое она совершает свое служение, не следует видеть угрозу ее существованию.


 
Каково значение Церкви?
 
Отвечает администратор сайта:
 
Ответ на этот вопрос вы можете найти в статье "Христианин и Церковь" на нашем сайте. Статья находится здесь.

 
Вдова в преклонном возрасте познакомилась с вдовцом. У них завязались дружеские отношения (ездят друг к другу в гости...). Являются эти отношения грешными и отразятся они на детях и внуках?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
Если речь идет именно о дружбе, то никакого греха в этих поездках и общении нет. Если же все-таки имеют место половые отношения, то эти вдовцы обязаны узаконить их, вступив в брак и обвенчавшись.

 

 
 

Посмотрела ответ о. Алексея Гетьмана на вопрос о поминовении самоубийц и в связи с ним хотелось бы получить ответ на такой вопрос: великая русская поэтесса Марина Цветаева покончила жизнь саубийством, но общеизвестно, что каждый год з1 августа ( в день ее гибели) в храме Большое Вознесение у Никитских ворот служат пахихиду по ней по благословению Святейшего Патриарха Алексия (панихиду сначала служили в г. Елабуга, где Цветаева ушла из жизни, теперь в Москве). Поэтому хотелось бы знать не противоречит ли это церковным канонам?

 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

        В том, что Святейший Патриарх благословил совершить отпевание Марины Цветаевой и служение по ней панихид, нет нарушения церковных канонов. Вопрос об отпевании того или иного человека – вопрос богослужебной практики, а не догматического учения, и Патриарх как Предстоятель Церкви имел полное право вынести по этому вопросу решение и взять на себя всю ответственность за принятое решение перед Богом. Мы не знаем, что именно побудило Патриарха решить вопрос об отпевании Цветаевой положительно, но можно быть уверенным, что для этого были веские основания.


 
 
Во время утренних и вечерних молитв можно ли вставлять другие молитвы, например Святым, Божией Матери? Или дополнительные молитвы нужно читать до или после утренних и вечерних?

 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

Расширение молитвенного правила путем включения в него чтения Евангелия, Псалтири, дополнительных молитв – это практика, которая заслуживает всяческого одобрения. В день церковного праздника нам хочется включить в свое правило праздничный тропарь и кондак или молитву празднуемому святому, а в связи с теми или иными обстоятельствами нашей жизни – соответствующую случаю молитву (например, молитву о болящем). Но встает вопрос: в какое место молитвенного правила вставить эти дополнительные молитвословия? Порекомендую в утреннем правиле делать вставку после молитвы «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами…», а по вечерам – прочитывать все дополнительные молитвы, каноны, акафисты ДО вечерних молитв. И очень желательно согласовать это увеличенное правило со священником, у которого вы исповедуетесь. Часто люди берут правило слишком большое, а потом, будучи не в силах его нести, прекращают молиться вовсе. Совет священника, который знает ваши силы и немощи, будет в этом отношении очень полезен.


 
Прихожанку одного храма волнует вопрос. У них общая исповедь. Если человек кается и сокрушается о своих грехах дома, на листик записывает все грехи, а на исповеди не сам, но священник прочитывает грехи. Прощаются ли такие грехи?

 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

Таинство Покаяния подразумевает личное общение между кающимся и исповедующим священником. Так называемую «общую исповедь» Церковь не поддерживает и не признает. Эта форма исповеди могла быть терпима лишь в советские годы, когда храмов было мало, и священники физически не могли индивидуально исповедать каждого пришедшего. Если в вашем храме практикуется «общая исповедь», попросите священника хотя бы раз в месяц исповедовать вас индивидуально.

Прощаются ли грехи на общей исповеди? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Дело в том, что священник не совершает таинство Покаяния, а лишь завершает его своей молитвой о прощении грехов. А начинается таинство гораздо раньше собственно исповеди – с покаяния в душе человека, с его осознания своих грехов. Если человек не раскаивается, не осознает себя грешным, то грехи не простятся и на индивидуальной исповеди. И наоборот, при глубоком внутреннем покаянии Господь простит человека и на общей исповеди, и без исповеди вообще…

         Мы должны понимать: грехи прощает Господь, и только Он знает, кому они прощены. Здесь нет и не может быть автоматизма: если разрешительная молитва прочитана, то я автоматически прощен…


 
Что такое "генеральная исповедь"?

 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

         В обычной практике, приходя на исповедь, мы исповедуемся в грехах, совершенных нами с момента последней исповеди. Но иногда человек сознает, что у него есть потребность исповедаться в грехах, совершенных за более длительный период: за несколько лет или даже за всю сознательную жизнь (с семилетнего возраста). Такая потребность может возникнуть, если человек начинает более серьезно относиться к своей духовно-нравственной жизни: тогда он видит, что многие свои грехи он раньше даже не замечал, не считал грехами, и они остались неисповеданными. В народе такую исповедь называют «генеральной» (в богословской литературе вы такого термина не встретите, это чисто народное выражение). В то же время я хочу подчеркнуть, что по серьезности отношения и глубине покаяния для нас каждая исповедь должна быть «генеральной» - даже если мы исповедуемся в грехах, совершенных всего за несколько дней. Нельзя относиться к исповеди небрежно, оправдывая себя тем, что она «рядовая» ,«негенеральная»: вот поеду в монастырь, исповедуюсь за целый год – там буду действительно каяться, а пока и так сойдет…


 
Как правильно хранить освященные просфоры? Можно ли хранить освященные просфоры в холодильнике?

 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

         Да, просфоры можно хранить в холодильнике. Главное - не допустить, чтобы они испортились. Помните: мы приносим просфоры домой не для того, чтобы их запасать, а для того, чтобы их вкушать.


Мы с мужем в браке уже 5 лет. Мы не венчаны и хотели бы обвенчаться. Скажите пожалуйста, что для этого нужно? Нужно ли к этому как-то готовиться (исповедь, воздержание в семейных отношениях)?

                   

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

От всего сердца поздравляю вас с решением освятить свой союз благословением Церкви! Отвечая на ваш вопрос, в первую очередь подчеркну, что церковное Таинство Брака совершается на основе взаимной любви венчающихся, их свободного решения пройти вместе жизненный путь и осознанного желания запечатлеть свое решение браковенчанием в храме. Поэтому перед  венчанием вам обоим необходимо встретиться со священником, который будет совершать таинство. Он побеседует с вами и определит степень вашей готовности к его принятию. Также очень желательно перед венчанием исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.


  
Как правильно определить свой День Ангела, если святых с моим именем несколько?

 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

Если вы не знаете, какого святого считать своим небесным покровителем, то посоветуйтесь по этому вопросу со своим духовником или же просто найдите в церковном календаре ближайший к вашему дню рождения день памяти святого с тем же именем, что и у вас. Это и будет ваш день ангела.


 
На последней моей исповеди священник, проводивший этот обряд, сказал, что не каждый исповедавшийся христианин достоин обряда Причащения. Значит ли это, что, причащаясь, мы можем не прикоснуться к великим Таинствам Церкви? Разъясните, пожалуйста, мне этот вопрос, так как я теперь считаю себя недостойной Причастия.

 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

   Отвечая на Ваш вопрос, в первую очередь отмечу, что Причащение – это Таинство соединения с Господом, а потому только Господь может оценить степень достойности и глубину покаяния приходящего к Чаше человека.

   Когда идет речь о недостойности причастника, мы должны строго различать недостойность субъективную и объективную.

   Субъективная недостойность – это внутреннее ощущение причастника, что он недостоин той великой Жертвы, которую принес Спаситель на Кресте, недостоин Крови Христовой, пролитой ради нашего спасения. Такое ощущение является нормальным для христианина и не является причиной для отказа в Причастии. Если человек, сознавая себя недостойным Причастия по своим грехам, полностью раскрывает свои грехи на исповеди, сожалеет о них и имеет твердое намерение никогда к ним не возвращаться, то, даже если он весьма грешен, Причастие служит ему во спасение и очищение, как это было, например, с преподобной Марией Египетской.

   Но есть и объективная недостойность, вследствие которой человек причащается не во спасение, а в осуждение. Объективно недостойны Причастия следующие группы людей:

- те, кто не участвует в Таинстве покаяния, то есть не исповедуются;

- те, кто на исповеди скрывают свои грехи;

- те, кто не имеют сожаления о своих грехах;

- те, кто не имеют твердого намерения после исповеди не повторять исповеданных грехов.

   По мысли святых отцов, эти люди и есть те, кто причащаются недостойно.

   В заключение подчеркну, что никто, подходя к святой Чаше, не может ощущать себя чистым, ведь чистота души является именно плодом Причастия. Если человек идет причащаться, ощущая себя чистым, праведным и более достойным, чем другие, то эта гордыня перечеркивает все его добродетели, даже если они действительно имеются. Гордость – мать всех пороков, а потому смирение и самоуничижение – единственная основа, на которой может строиться участие христианина в Таинстве святой Евхаристии (Причащения). Надеюсь, что мой ответ помог развеять Ваши недоумения. Если какие-то из употребленных мною богословских терминов для Вас непонятны, рекомендую Вам еще раз обсудить этот вопрос со своим духовным отцом при личной встрече.

 


 
Какая разница в возрасте допустима для брака?

 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

   Согласно Указу Святейшего Синода от 20 февраля 1861 года вменено священникам в обязанность, чтобы они, если к ним будут обращаться лица значительно неравных лет с просьбой повенчать их, представляли этим лицам все неудобства, которые могут произойти впоследствии от разности лет; но если они и после этого не отменят своего желания вступить в брак, то повенчать беспрепятственно (С. Булгаков. Настольная книга священно-церковно-служителя).

    Таким образом, Церковь допускает венчание при любой разнице в возрасте, если брачующиеся осознают все сложности, с которыми им придется встретиться в таком браке.


 
Что такое воцерковление и какой человек называется воцерковленным? Говорят, что когда читается молитва матери после крещения - это и есть воцерковление. Над мной не читали молитву матери, это обязательно?

 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

 

    Слово "воцерковление" имеет два значения. Во-первых, воцерковлением называется особое священнодействие, которое совершается над принявшим крещение человеком. Это священнодействие выражает идею посвящения Богу, причем, если новокрещенный мужского пола, он вводится в алтарь, а если женского пола, приносится пред Царские врата. Как правило, обряд воцерковления, если он совершается над младенцем, совмещается с чтением молитвы над матерью, знаменующей окончание дней ее очищения после родов.

      Если Вы уже взрослый человек, но после крещения над вами не было совершено воцерковление, вам следует вместе с Вашей матерью обратиться в храм и попросить совершить это священнодействие. Вместо матери при совершении этого обряда может присутствовать крестная мать.

      Во-вторых, "воцерковлением" называют процесс постепенного изменения образа жизни человека при его вхождении в церковную жизнь. Человек начинает соблюдать посты, молится утром и вечером, осознанно участвует в Таинствах Церкви, посещает богослужения, участвует в жизни приходской общины, живет в соответствии с нормами жизни христианина. Когда все это в жизни человека присутствует, становится для него совершенно естественным и необходимым, его можно назвать "воцерковленным".


 
В Евангелие есть выражение " лето Господне". Какое это время?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
Выражение "лето Господне благоприятное" встречается в Евангелии Луки 4, 19. В этом месте Евангелия Спаситель читает пророчество Исаии о том, что Христос будет послан на землю "проповедовать лето Господне благоприятное". Церковнославянское слово "лето" означает "время, период". Лето Господне благоприятное - это период Нового Завета, который начался с приходом на землю Спасителя. Эта эпоха называется благоприятной, потому что с приходом Христа человечество получило благоприятную возможность обретения жизни вечной. О таком понимании выражения "лето Господне" засвидетельствовал и сам Спаситель, Который, прочитав это пророчество, сказал слушателям: "Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк. 4, 21).
Добавил: Ия

 
Как вести себя, когда подают милостыну о самоубийцах или не крещенных? И как молиться за них неродственникам?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
Церковь допускает в данных случаях лишь молитву родственников или священника, который добровольно взял на себя подвиг вымаливания такого человека. Если же вы не являетесь родственником умершего, я бы вам не советовал брать на себя такой подвиг - вряд ли вы его понесёте. Лучше вежливо отказаться от такой милостыни, объяснить свой отказ и не брать на себя непосильных обязательств.

 
Интересует мнение Церкви о таком явлении как телегония.
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

        Согласно теории телегонии, некоторые признаки первого полового партнёра (как у людей, так и у животных) передаются потомству, рождённому от последующих партнёров. Теория телегонии - научная гипотеза, возникшая ещё в ХIХ веке, но до сих пор не доказанная и подвергающаяся острой критике многих современных учёных. Поскольку наука и религия имеют каждая свою сферу деятельности, Церковь оставляет за учёными генетиками право изучения данного вопроса и не выступает ни на стороне сторонников теории телегонии, ни на стороне её противников.


Я слышала, что рукоделием нельзя заниматься в пятницу. Хотелось бы знать, насколько это правда и с чем это связано.
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
Каноны Православной Церкви не знают никаких ограничений на труд, связанных с пятницей. Единственное исключение - Великая Пятница, когда, выражаясь словами церковного песнопения, "да молчит всяка плоть человеча", благоговейно взирая на спасительные страдания Спасителя, Которые Он терпит ради нашего спасения.


Как лучше подготовитья к генеральной исповеди и в какой день недели лучше ее совершить?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
         Для начала советую вам придти в храм и поговорить со священником, у которого будете исповедоваться. Он, пообщавшись с вами, предложит вам самый подходящий для вас способ подготовки. "Генеральная" исповедь занимает много времени, поэтому совершать её следует, исходя из того, в какой день священник будет достаточно свободен, чтобы уделить вам всё необходимое внимание. Он сам назначит вам время. Скорее всего, это будет будний день или суббота, когда в храмах мало прихожан и ничто не отвлечёт вас от исповеди.


Как вы относитесь к крещению в несознательном возрасте (младенчестве)? Не лучше ли дождаться осознанного, самостоятельного решения человека о принятии Христа?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман: 

Православная Церковь в целом относится к крещению младенцев положительно, так как это таинство открывает перед принимающим его человеком двери новой духовной жизни во Христе. Хотя младенец и не имеет еще личных, сознательно совершенных грехов, однако он, как и все люди, заражен болезнью греха, от которой страдают все потомки Адама. Для исцеления от этой болезни и спасения необходимо крещение. Об этом сказал сам Христос: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Именно в крещении это духовное рождение от воды и Святого Духа и происходит.
 
Крещеный младенец получает возможность участия в церковной жизни – родители могут приносить его в храм для Причащения Святых Христовых Таин. Пусть пока он не может участвовать в Таинствах сознательно, то есть своим умом, но Церковь считает, что сознание – это еще не весь человек, и потому младенец вполне может жить духовной жизнью с помощью других сил своей души.

Крещение младенца совершается на основании обещания его крестных родителей воспитать его православным христианином. Откладывать крещение до тех пор, пока ребенок повзрослеет и сознательно придет к вере, имеет смысл лишь в том случае, если родители и крестные не собираются воспитывать его в духе православной традиции и приносить в храм для участия в Таинствах.
 

 
Думаю ни для кого не секрет, что сейчас многие обеспеченные люди пришли к православной вере и стараются во всем следовать христианским моральным принципам. Но христианство, и православие в частности, одним из важных моментов считает жизнь, близкую к аскетичной (легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому в ворота рая и т.п.). В таком случае возникают вопросы: лучше иметь большой достаток и много жертвовать или уйти от денег и жить очень просто? Или можно даже при большом достатке жить аскетично - реально ли это вообще и нужно ли к э тому стремиться? Где та грань, за которой заканчивается мораль христианская и начинается рыночная?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

Само по себе богатство злом не является. Злом его делает человек: своим неправильным к нему отношением. Если богатство становится идолом, если оно получает власть над душой человеком, превращается в самоцель, то обладание им становится губительно для души. Доказательство тому - самоубийства людей, которые внезапно лишаются своего состояния. Без потерянных миллионов жизнь кажется им уже бессмысленной. А потому, если замечаешь в сердце страсть, привязанность к своему имению, то лучше от него отказаться и жить просто. Если же такой привязанности нет, можно оставаться богатым, употребляя свое богатство на добрые дела.
 
Впрочем, нельзя забывать, что простой отказ от богатства - еще не все. Мы знаем случаи, когда состоятельные люди отказывались от своих имений и уходили в монастырь, но страсть к стяжательству настигала их и в обители: едва ли не сильней, чем раньше, они привязывались к тем немногим вещам, которые имелись у них в келье. Поэтому главной задачей остается вырвать из сердца корень греховной страсти.
 
И еще. Богатство и бедность посылаются нам премудрым Промыслом Божиим. Иной человек всю жизнь бьется, стремясь разбогатеть, - и всё напрасно. Видимо, Господь знает, что обладание богатством будет для него вредным. Что ж, в таком случае благодари Бога за свою спасительную бедность!
 
Иному же Господь дает богатство - иногда и без великих трудов. Значит, Промысл Божий видит, что этот человек сможет распорядиться этим богатством разумно, с пользой для ближних. Если Бог дал богатство - опять же возблагодари Его и подумай, как оправдать ту ответственность, которую возлагает на тебя обладание большим состоянием!
 
Об аскезе. Внутренняя аскеза вполне достижима и очень важна. Пример тому - сам Господь наш Иисус Христос. С одной стороны, Он не отказывался от приглашений на застолья, не запрещал оказывать Себе знаки внимания - порой весьма дорогостоящие, как в случае с возлиянием драгоценного мира (Ин. 12, 1-8). С другой стороны, Он мог бы, если б захотел, воспользоваться усердием почитавших Его богатых людей и обеспечить Себе жизнь более удобную, чем жизнь странствующего Проповедника. Но Он этого не делал.

Пример многих святых, находившихся на вершинах церковной и светской власти, показывает образец такой внутренней аскезы. Так и современный высокопоставленный или состоятельный человек, пользуясь на людях дорогими атрибутами своего статуса, в быту может и должен жить скромно, без излишеств, с внутренней отстраненностью от своего богатства.
 
Что же касается грани между моралью христианской и рыночной, то эту грань проводит любовь. Можно совершать очень хорошие поступки (жертвовать на храм, помогать нуждающимся), но если эти поступки продиктованы не любовью к Богу и ближним, а стремлением "купить спасение" - эта мораль остается моралью рынка. Христианская мораль всегда вдохновляется любовью.
 

 
Некоторые считают, что поворачиваться нужно только через левое плечо. Наблюдая за свящнниками, не заметила, чтобы они поворачивались всегда в одну сторону. Существует ли правило, когда и в какую сторону поворачиваться?
 
Отвечает чтец Сергий Глушков:
 
Никаких предписаний, через какое плечо следует поворачиваться в церкви, не существует. Видимо, вы столкнулись с каким-то суеверием, которое никак не совместимо с православной верой.

 
Если человек ранее не принадлежавший к церкви хочет жить с Богом, что нужно сделать, чтобы стать частью прихода?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
В первую очередь хочу предостеречь от смешения понятий «быть членом прихода» и «жить с Богом». Это разные вещи. Если ты член прихода, это еще не значит, что ты живешь с Богом. В вопросе жизни с Богом очень важна личная, индивидуальная, молитвенная жизнь человека. В то же время быть членом прихода действительно важно для духовной жизни: на приходе человек находит поддержку, совет, участие единомышленников. Чтобы стать членом прихода, придите в храм, который находится близ Вашего дома или к которому Вас тянет душой, и обратитесь к его настоятелю: «Я хочу стать постоянной прихожанкой Вашего храма – с чего мне начать?».
 


Слышал, что венчаные на Страшном суде отвечают за грехи друг друга. Так ли это?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
На Страшном суде каждый человек будет отвечать за свои собственные поступки. За грех своего супруга человек отвечает лишь в том случае, если он спровоцировал этот грех - соблазнил или подтолкнул к греху свою вторую половину.
 
 
 

 
Есть такой православный травник-целитель протоиерей о. Евгений Борисов. Он является настоятелем храма с.Новоалександровка (Днепропетровск) и по совместительству лечит людей травой и молитвой. Принимает в храме, частном секторе и больнице. К нему по объявлению возят людей автобусами на лечение. Хотелось бы знать, можно ли лечиться у такого целителя православному человеку?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
Отец Евгений Борисов ведет свою лечебную практику по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, и обращаться к нему православным людям можно. Впрочем, нужно понимать, что, обращаясь к отцу Евгению за помощью, нельзя рассчитывать, что, если вас лечит священник, положительный результат гарантирован. В данном случае правильнее относиться к отцу Евгению не как к священнику, а именно как к травнику. Каждый из нас сам решает, к какому врачу ему обращаться, и несет ответственность за это свое решение.
 

 
Можно ли православному человеку заниматься тхэквондо?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
Сразу хочу сказать, что я никогда глубоко не изучал духовную основу восточных единоборств, хотя, думаю, та или иная религиозная составляющая в них изначально закладывалась. По своему опыту могу сказать, что я не запрещаю своим духовным чадам заниматься восточными единоборствами, в том числе и тхэквондо, но при двух обязательных условиях. Первое: это должен быть только спорт, без всяких религиозных ритуалов, медитаций и т.п. Второе: изучение единоборств допускается лишь с целью самозащиты и защиты своих близких, но не с целью насилия над людьми. На мой взгляд, духовник может запретить занятия единоборствами лишь в том случае, если увидит, что его чадо уходит из-под контроля, входит в азарт, и это увлечение начинает вредить его духовной жизни.
 

 
Можно ли ходить с ребёнком на кладбище?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
Конечно, можно. Никаких запретов на это со стороны церковных канонов. А с педагогической точки зрения это даже полезно, так как воспитывает понимание, того, что жизнь наша временна и нужно стремиться правильно её прожить.
 
Добавил: Любич Юлия

 
Можно ли православному человеку состоять в коммунистической партии?
 
Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:
 
На мой взгляд, нельзя. Христианин может придерживаться социалистических взглядов как идеологии социального равенства. Но членство в коммунистической партии подразумевает нечто большее - поддержку идей Ленина, которые носили явно антихиристианский характер, а потому для христианина недопустимо.
 
Добавил: Валентина


Вопрос:

Мы с мужем решили венчаться. Подскажите, обязательно ли причащаться, исповедоваться и венчаться в одном храме?

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

По церковному уставу, каждый христианин должен быть постоянным прихожанином одного конкретного храма, где он регулярно исповедуется и причащается. В этом же храме, где его все знают, ему следует и венчаться. В таком случае вся церковная община своей горячей молитвой поддержит Вас в такой важный момент Вашей жизни.

Если же Вы с мужем не являетесь постоянными прихожанами какого-то конкретного храма, то, в принципе, можете венчаться в любом храме канонической Православной Церкви. В любом случае, исповедь перед венчанием совершенно необходима, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий для совершения этого Таинства.


Добавил: Наталья


Вопрос:

Что такое соборование и когда оно совершается?

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

Соборование – это то же самое, что Елеосвящение, то есть церковное таинство, в котором при помазании тела елеем (освящённым растительным маслом) призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни. Как видно из этого определения, это таинство совершается по потребности, то есть по просьбе больного человека или его близких. Кроме этого, существует традиция, когда в дни Великого поста в храмах выделяется особый день, когда совершается соборование над всеми прихожанами, имеющими потребность в этом таинстве.




Добавил: Елена


Вопрос:

Муж не хочет, чтобы я ходила в Церковь, и не разрешает брать с собой в храм ребёнка. Он говорит ребенку ужасные слова о Церкви, о Боге, о священниках... Водить ли против его воли ребёнка в храм? 

Отвечает протоиерей Алексий Гетьман:

Я думаю, что если Ваш муж против того, чтобы Вы водили ребенка в храм, то Вам не стоит этого делать, пока ребенок не подрастет. Но, несмотря на это, все равно воспитывайте ребенка в православной вере, разговаривайте с ним о Боге. А с мужем постарайтесь договориться, чтобы он прекратил говорить о Боге "ужасные слова". Понять критику в адрес священников и Церкви еще можно: в конце концов, священники тоже люди, а Церковь тоже организация со своими недостатками. Но ругань в адрес Бога может навлечь большую беду! Так что постарайтесь заключить с мужем договор: Вы не водите ребенка в храм, а он не хулит Бога... 

Конечно, чтобы получить более конкретный совет, Вам лучше побеседовать об этом со своим священником. Дело в том, что иногда мы сами бываем виноваты в том, что наши близкие настроены против Церкви. Неоднократно приходилось сталкиваться, что женщина так много времени отдает храму, что в результате ее муж и дети начинают враждовать против Церкви, говоря: "Церковь украла у нас мать и жену". Так что вопрос этот очень деликатный, и решать его лучше в личной беседе.


1-40 41-65
Copyright by Покровский храм в Одинковке © 2017
СЕГОДНЯ
VIDANIA.RU
www.vidania.ru - путешествия по Святым местам